5 апр. 2014 г.

БЕГУЩИЙ ЗА ВЕТРОМ - ДЛЯ ТЕБЯ ХОТЬ ТЫСЯЧУ РАЗ ПОДРЯД

Доброго времени суток! 
Недавно мой МЧ попросил меня посоветовать ему что-нибудь почитать. Я как-то сразу не нашлась с ответом, поскольку литературные вкусы у всех разные и, признаться, у нас с моим МЧ они диаметрально противоположные. Я к примеру с удовольствием читаю триллеры, страшилки, фэнтези и детские сказки, а он предпочитает политическую философию или что-нибудь научное. К тому моменту я как раз закончила "Битву престолов", отдав ей без малого полгода своего времени, и просматривала свой блокнот со списком книг, которые мне обязательно надо прочесть (имеется у меня и такой с некоторых пор). И вот тогда я совершенно случайно вспомнила об одном афганском писателе, две первые книги которого в прошлом году прочла практически на одном дыхании. Оказалось, уже вышла его третья книга, которую я сразу бросила в свою читалку и заодно поделилась этой новостью со своим МЧ. Вечером он позвонил мне и сказал: "Это что-то! Я прочел запоем первые 50 страниц, сидя в ''Starbucks'', и едва заставил себя остановиться." Спустя пару дней я увидела в Фейсбуке, что его друзья активно цитируют в сети отрывки из книги "Бегущий за ветром" Халеда Хоссейни.


Мое знакомство с Халедом Хоссейни и его литературным творчеством началось, как ни странно, с фильма. Это была экранизация его дебютного романа, на которую я наткнулась совершенно случайно. Фильм произвел на меня колоссальное впечатление, хотя снят он был просто, без привычных голливудских спецэффектов - просто фильм, в котором все по-настоящему. И я решила прочитать книгу. Сказать, что она потрясла меня, значит не сказать ничего. Я проплакала почти каждую строчку. Ни одна книга не производила еще на меня такого сильного впечатления, не цепляла так за душу, не прорастала так глубоко в сердце. Это было удовольствие сродни мазохизму - читать книгу, которая заставляет тебя так страдать. 
Людям свойственны попытки избавить себя от боли и отчаяния. Это нормально и абсолютно естественно. Поэтому так сложно порой отказаться от романтической комедии в пользу видео о больных детях или инвалидах. Жизнь и так тяжела, так зачем осознанно погружать себя в пучину этой безнадежности и горя? Нас учат искать в окружающем мире только положительное, светлое и чистое, учат тому, как стать счастливым и все это очень далеко от тех эмоций, которыми пронизаны книги Халеда Хоссейни. Но, как это ни парадоксально, именно его произведения - насыщенные чувствами и поэтому порой причиняющие невыносимую боль - заставляют тебя чувствовать себя по-настоящему живым.
"Бегущий за ветром" стала моей первой книгой об Афганистане, изуродованном режимом талибов. До этого я имело довольно смутное понятие об этой стране в целом и о тех событиях, что происходили в ней с конца семидесятых годов прошлого века. Халед Хоссейни описывает страну своего детства короткими предложениями, каплями печали падающими в душу читателя. Он редко снисходит до красочных и цветистых описаний, но каждое его предложение исполнено красоты и силы. Он пишет очень пронзительно, читаешь и не можешь остановиться. И каждое предложение как удар тока в сердце. "Бегущий за ветром" это книга о безграничной преданности, самопожертвовании и в первую очередь - об искуплении.
В центре сюжета история двух кабульских мальчишек. Амира и Хасана разделяла пропасть. Один принадлежал к местной аристократии, другой – к презираемому меньшинству. У одного отец был красив и важен, у другого – хром и жалок. Один был запойным читателем, другой – неграмотным. Заячью губу Хасана видели все, уродливые же шрамы Амира были скрыты глубоко внутри. Но не найти людей ближе, чем эти два мальчика. Их история разворачивается на фоне кабульской идиллии, которая вскоре сменится грозными бурями. Мальчики – словно два бумажных змея, которые подхватила эта буря и разметала в разные стороны. У каждого своя судьба, своя трагедия, но они, как и в детстве, связаны прочнейшими узами. Роман стал одним из самых ярких явлений в мировой литературе последних лет. В названии своей книги писатель вспоминает традиционную забаву афганских мальчишек – сражения бумажных змеев. Победить соперников и остаться в одиночестве парить в бездонном синем небе – настоящее детское счастье. Ты бежишь за змеем и ветром, как бежишь за своей судьбой, пытаясь поймать ее. Но поймает она тебя.
Как тонко рисует Халед Хоссейни портрет своего главного героя Амира, от имени которого ведется повествование. Внешне Амир воспитанный и благочестивый молодой человек. Он глубоко уважает своего отца, любит молодую жену и безусловно преданно любим ею. Но его вряд ли можно назвать смелым и отважным, и уж он абсолютно точно далек от представлений об идеальном герое. Он обычный человек - со своими достоинствами и, безусловно, недостатками. И на протяжении всей истории повествования мы видим, как он внутренне растет, как он превращается из трусливого мальчишки в настоящего мужчину, который несмотря на пронзающий его страх перед насилием, войной, физической болью и возможностью никогда больше не вернуться к своей спокойной и размеренной жизни, все-таки идет на этот риск. Ради того, чтобы искупить свой давний грех. Ради того, чтобы вернуть свободу сыну человека, которого когда-то жестоко предал. Ради того, чтобы стать наконец тем человеком, которым его хотел видеть отец.

Моя оценка книги: 10 из 10

Цитаты из книги: 
... Воровство - основа всех прочих грехов. Убийца крадет жизнь, похищает у жены право на мужа, отбирает у детей отца. Лгун отнимает у других право на правду. Жулик забирает право на справедливость. Нет ничего презреннее воровства.
 Дети - не книжки-раскраски. Их не выкрасишь в любимый цвет.
 Поразительно, при каких обыденных обстоятельствах на человека нисходит прощение. Ни торжественного настроения, ни молитвенного экстаза. Просто клубок боли, копившейся столько лет, вдруг сам собой тает и исчезает в ночи.
Не верьте расхожим присказкам, что, мол, «было и быльем поросло». Прошлое впивается в тебя словно когтями, не оторвешь.

В Афганистане много детей, но мало детства.

Ты бежишь за ветром, как бежишь за своей судьбой, пытаясь поймать ее. Но поймает она тебя.

Просто беда с ними, с откровенными, открытыми людьми. Они думают, что и все остальные такие же.

Всего-навсего улыбка. Она ничего не решает, ничего не исправляет. Такая мелочь. Вздрогнувший листок на ветке, с которого вспорхнула испуганная птица. Но для меня это знак. Для меня это первая растаявшая снежинка – предвестник весны.

Лучше смотреть правде в глаза, чем убаюкивать себя ложью.

– Он говорит, сейчас война. Какой может быть стыд?
– Скажи ему, что он ошибается. На войне обязательно надо быть порядочным. Куда более порядочным, чем в мирное время.

Спокойствие – это когда жизнь течет неторопливо, чуть слышно, но уверенно.
А если жизнь застыла и не движется, то какая она? Оцепенелая? Безмолвная? И есть ли она вообще?


Жизнь - это поезд. Займи свое место.

Забыть обо всем, обратиться в облако, улететь далеко-далеко, пролиться дождем над холмами...

Одиночка никогда не устоит. Так уж устроен мир.

Ничего. Можно и подождать. Это как кислые яблоки.
– Яблоки?
– Однажды, совсем маленький, я забрался на яблоню и наелся зеленых яблок. У меня разболелся живот, его раздуло как барабан. Мама сказала, что если бы я подождал, пока яблоки созреют, живот бы не прихватило. И теперь, когда мне очень хочется чего-то, я всегда вспоминаю ее слова.


Обрести и вновь потерять всегда больнее, чем не иметь вовсе.

Трусость и благоразумие идут рука об руку.

И на мне, и на отце лежал грех предательства. Только я-то не совершил ничего, чтобы свой грех искупить, только усугубил его. Не бессонницу же считать искуплением.

Воспоминание живет во мне, будто заключенный в прочную оболочку кусочек счастья.

Иногда все мое детство представляется мне долгим разомлевшим летним днем.

Ты бежишь за ветром, как бежишь за своей судьбой, пытаясь поймать ее. Но поймает она тебя.

Комментариев нет: