5 авг. 2016 г.

ТАНЦУЮЩАЯ С ЛОШАДЬМИ - ДЖОДЖО МОЕЙС

Покажи мне свою лошадь и я скажу, кто ты.
Это вторая книга, невероятно тронувшая меня за последние несколько месяцев. И именно с нее началось мое знакомство с творчеством английской романистки Джоджо Мойес. Да, да, именно с него, несмотря на то, что совершенно другой роман Мойес - "До встречи с тобой" - задолго до выхода на русском языке "Танцующей с лошадьми" был объявлен мировым бестселлером и по нему даже успели снять фильм. Я выбрала эту книгу по описанию. Мне показалось, что история девочки-подростка, ищущая свой путь в этом мире, могла бы меня заинтересовать. Кроме того в аннотации были упомянуты лошади, к которым я испытываю благоговейную любовь - это стало решающим фактором и книгу я купила. Как оказалось, абсолютно не зря. Не буду скрывать - поначалу роман у меня шел с большим трудом. Думаю это случилось из-за ошеломляющего количества непонятных терминов и фраз, которыми пропитаны все первые страницы книги. Описание французской школы элитных наездников и перечисление рабочих обязанностей лондонского солиситора воспринимались мною довольно тяжело - мне хотелось какой-то порывистости, какого-то действия, столкновения интересов взрослого и подростка, которые так привлекли меня в аннотации. А потом, в какой-то момент, я просто утонула в этой книге - с головой. 



Этот роман лишен всяких пошлых соплей и романтической чепухи. Он драматичен и его драматизм оправдан в первую очередь тем, что история 14-летней Сары Лашапель, внучки в прошлом талантливого наездника элитной французской конной академии, сродни многим другим реальным историям, разворачивающимся на наших глазах каждый день. Ежедневно мы видим или читаем о странных подростках, которые попадают в тяжелые жизненные ситуации. Их угрюмость отталкивает, а нежелание говорить и давать объяснения своим поступкам - раздражает. Эти дети молчат, потому что боятся быть непонятыми, а еще потому что знают - правда всегда наказуема, особенно если речь идет о системе. Не меньше, чем сам роман, меня потрясло послесловие. Джоджо Моейс пишет: "В 2007 году я прочитала статью журналиста Стива Волка в журнале «Филадельфия уикли» о четырнадцатилетней девочке Мекке Харрис. Все свое время вне школы она проводила в городской конюшне в Филадельфии. Любви к лошадям и верховой езде ее научили «Черные ковбои Филадельфии» – учреждение, которое дает шанс детям из самых неблагополучных районов Филадельфии найти свой путь в жизни благодаря лошадям. Она была от природы одарена и целеустремленна, и ее выбрали играть в команде, в которой были только чернокожие, в поло против Йельского университета. Осенью 2003 года она получила анкету из престижной школы поло в Калифорнии, но так ее и не заполнила. 15 октября 2003 года Мекка Харрис, ее мать и гражданский муж матери были найдены в своем доме мертвыми. Они пали жертвами наркомана. Я не могла забыть эту историю не только из-за удивительных фотографий Мекки – хрупкой худенькой девочки с косичками под жокейской шапочкой. А потому, что могла быть на ее месте, хотя моя жизнь никогда не была так тяжела, как ее. Когда я была подростком, я пропадала в городских конюшнях, разбросанных по боковым улочкам Лондона. Моей ареной были местные парки. Лошади уберегли меня от беды (хотя мои родители могут со мной не согласиться) и стали моей страстью, которая длится тридцать лет. Сейчас я живу на ферме. Моя лошадь пасется на зеленом лугу, а не живет в стойле под железнодорожным мостом. У Мекки Харрис должны были быть свои зеленые луга. Эта книга посвящена ей и таким детям, как она, для которых лошади могут стать выходом".


О чем еще эта книга? Безусловно о потерянных людях. В этом романе у каждого своя трагедия. У Сары - потеря дедушки, который заменил ей отца, и вечное беспокойство за судьбу своей лошади Бо. У ее деда - разрушенные мечты стать профессиональным наездником, отказ от всего ради любви, многолетняя забота о больной жене и, словно этого было мало, внезапно случившийся инсульт, а за ним - беспокойство за судьбу внучки, оставшейся практически на улице. У Наташи - бесконечная череда неудавшихся попыток стать матерью и потеря доверия к подросткам, которых она представляет в суде. У Мака - непонимание, как спасти их с Наташей брак от надвигающегося развода, и что делать с чувствами к жене, которая, казалось бы, давно перестала его любить. У лошади Бо тоже не все гладко - он мог бы выполнять сложнейшие трюки на арене, а вместо этого прозябает в холодном стойле под лондонским мостом. Даже тогда, когда жизнь внезапно сталкивает их всех вместе, они продолжают жить в своих собственных укромных уголках, боясь откровенности и обнажения чувств. Они продолжают разрушать свои жизни только потому, что им нелегко открыться друг другу. Мне очень тяжело это понять, что впрочем не уменьшает количество подобных людей вокруг нас. Я вижу их каждый день, замкнутых, считающих проявление чувств чем-то ужасным. Да, возможно у них есть на это причины, но это не выход. Не выход, когда молчание и страх быть непонятым приводят к катастрофическим последствиям. А еще это книга о дружбе человека и животного. И не простого домашнего животного вроде кота или собаки, а о дружбе беззащитной девочки-подростка с конем. И эта дружба настоящая, такая, о которой обязательно надо писать книги - когда хозяин сквозь слезы отказывается от своего лучшего друга, если тому грозит серьезная опасность. Мне кажется, эта книга достойна быть прочитанной. Она навряд ли станет проходной, потому что переживания, мысли и послевкусие вам гарантированы.

  

Комментариев нет: