26 июн. 2016 г.

АНКАРА: ГОРОД НА ХОЛМАХ

В Анкару меня занес отнюдь не ветер странствий, а банальная необходимость. С некоторых пор Коллегия по высшему образованию требует личного присутствия соискателя как при подаче, так и при обратной выдаче документов. И если подать диплом на подтверждения я успела еще обычной почтой, то возвращать мне его по почте уже никто не собирался. За долгие годы моей жизни в Турции я повидала множество мест - интересных и не очень, но в столице мне бывать не доводилось. И дело не в том, что Анкара находится далеко от Антальи - 480 км для опытного путешественника вряд ли стали бы серьезной преградой. Просто турецкую столицу затмевает множество более интересных мест. Слетать в Анкару по делам? Конечно. Посетить Анкару и познакомиться с ее достопримечательностями? Возможно, когда-нибудь. Чувствуете разницу? Для большинства из нас Анкара это столица Турецкой республики. И столица отнюдь не культурная, как Стамбул, или туристическая, как Анталья. Это столица политическая, а поэтому мало интересная для нас, простых обывателей. Если бы не необходимость, я возможно так никогда и не нашла бы времени и желания посетить этот город на холмах. И потеряла бы очень многое, потому что в Анкаре скрыто огромное очарование. Нужно лишь дать себе возможность открыть глаза и разглядеть его.


Из Антальи в Анкару можно попасть автомобилем, автобусом или самолетом. Ехать на машине в незнакомый город я не рискнула, да и цены на бензин в Турции не слишком-то способствуют одиночным путешествиям на долгие расстояния. От автобуса меня отговорили знакомые - стоимость билетов 20-25 долларов в одну сторону, время в пути 7.5 часов. Выбор пал на самолет, по цене это вышло всего на 10 долларов дороже, а экономия времени существенная - 50 минут и ты уже в Анкаре. Я выбрала ранний утренний рейс туда и относительно поздний вечерний обратно. Это давало мне возможность и уладить все свои дела с документами, и немного побродить по городу. Оба рейса выполнялись авиакомпанией ''Anadolu jet'' - дочерней компанией "Турецких авиалиний" и прошли плавно и без нареканий. Несмотря на то, что по расписанию время в полете составляет 1 час 5 минут, фактическое время в пути на 10-15 минут меньше. За это время ты успеваешь лишь выпить стакан чая или кофе и съесть сандвич или кекс - доедать, как правило, приходится уже во время снижения самолета. 
Планируя свою поездку, я сразу решила пользоваться только городским транспортом, а там, где это возможно, вообще передвигаться пешком. Несмотря на то, что знатоки города уверяли меня в адекватности цен на такси, я отказалась использовать эту возможность. Никто не переубедит меня в том, что городской колорит невозможно разглядеть, а тем более прочувствовать из окошка такси. Поэтому я заранее изучила сайт городского транспорта Анкары, выписав все наиболее подходящие мне линии автобусов. Забегая вперед скажу, что все это мне не пригодилось - оказалось, что информация на сайте во многом устарела, часть автобусных линий аннулирована в связи с расширением городского метрополитена, часть просто поменялась. Не тратьте время на изучение автобусных маршрутов, лучше распечатайте себе карту Анкаринского метро - она для меня стала настоящей палочкой-выручалочкой. А если у вас еще есть возможность найти (купить или распечатать) карту самой Анкары, то считайте, что вы взяли с собой все необходимое для путешествия в этот город. Пара слов о том, что я хотела успеть за день. Главной задачей было попасть в Коллегию по высшему образованию (YÖK), поэтому первая моя остановка была запланирована в районе Билькент. Оттуда я хотела попасть в Улус, где находятся старая крепость и Музей анатолийских цивилизаций. И уже, если останется время, то я рассчитывала посетить Мавзолей Ататюрка. Все это и даже чуточку больше я успела сделать без каких бы то ни было особых усилий. Но обо всем по порядку.  

Улочка в Билькенте
В Анкару мы прилетели в 7:30. Местный аэропорт Эсенбога мало чем отличается от Анталийского. Сразу при выходе находится стоянка автобусов компании BelkoAir, которые осуществляют трансфер до города. По пути следования предусмотрены три остановки - в районах Ашти, Улус и Кызылай. Билет покупается прямо в автобусе у стюарда и стоит 10 лир. Так как желающих воспользоваться услугами автобусной компании было много, нас разделили на два автобуса - один поехал прямо в Ашти, второй - в Улус и Кызылай. Я выбрала второй вариант, так как сайт Акаринского городского транспорта обещал мне прямой автобус от Кызылая до YÖK. Автобусы комфортабельные и чистые, сотрудники компании хамоватые, но учитывая, что трансфер от аэропорта до нужного вам района длится не больше 40 минут, на это можно закрыть глаза. Первое, на что обращаешь внимание при выезде из аэропорта, это высотные дома. Из-за того, что все они построены на холмах, кажется, что крыши многоэтажек подпирают собой небо. Город продолжает расти - об этом свидетельствуют многочисленные стройки. Строятся жилые дома, предприятия, торговые центры. 


Один из жилых комплексов в Билькенте

Постепенно скучноватый промышленный пейзаж окружной трассы сменяется городским оживлением. Второе, что поразило меня в Анкаре, это обилие деревьев. Большинство крупных городских проспектов окружены кленами, кедрами и другой растительностью. Несколько раз крышу нашего автобуса, остановившегося на светофоре, в буквальном смысле подметали мохнатые лапы пихт. В половине девятого нас высадили на площади Кызылай - центральной площади турецкой столицы. С крупными торговыми центрами, деловыми офисами, ресторанами, театрами, выставочными залами, книжными магазинами и кафе, она представляет собой современный центр Анкары, где пересекаются все важные транспортные магистрали города. Немного забегая вперед, скажу, что в поиске дороги я пользовалась старым проверенным методом - расспрашивала местных жителей. Со сколькими людьми я успела пообщаться за этот долгий и насыщенный день, я конечно уже не вспомню. Могу лишь сказать, что все они в большинстве своем были невероятно любезны и охотно помогали женщине с отнюдь не турецкой внешностью. Например, от продавца в киоске на площади Кызылай я узнала, что столь щедро обещанный мне Интернетом прямой автобус до Билькента отменен из-за новой ветки метро. Так я в первый раз попала в мир Анкаринской подземки.

В Билькенте на улице можно встретить не только людей
Метро здесь функционирует с 1996 года. По сравнению с Московским, оно небольшое и разобраться в нем совсем не сложно. При входе в метрополитен в кассе нужно приобрести билет. Он дает право на поездку и в метро, и в городском автобусе. Здесь важно иметь в голове примерный маршрут тех мест, куда вы планируете попасть, чтобы рассчитать примерное количество поездок и выбрать наиболее оптимальный вариант оплаты. Если вы планируете совершить не больше 3 поездок, вам выгоднее будет ограничиться одноразовыми талонами. Стоимость одного такого талона - 4 лиры. Но если вы собираетесь ездить чаще, есть смысл приобрести пополняемую карту. Стоимость карты обойдется вам в 5 лир, если вы приобретете ее в метро, или 6 лир, если решите купить ее в киосках на крупных автобусных остановках. Не достаточно просто купить карту - ее нужно сразу пополнить. Пополняйте, исходя из того, что стоимость каждой поездки по ней составляет 2.5 лиры. Пополнить карту можно и по мере необходимости в метро или в киосках на остановках.  

Кафе "Starbucks" в Билькенте
Прочитываем карту или вставляем одноразовый талон в автомат, проходим через турникет и попадаем в метрополитен. Он довольно уютный и чистый. Здесь вы практически не встретите такого столпотворения, как в Москве. Все тихо и спокойно. Чтобы попасть в Билькент выбираю желтую ветку. Будьте внимательны, не все поезда метро оборудованы электронными табло, на которых пишутся названия остановок, и не во всех поездах остановки объявляют. От Кызылая до Билькента я добралась на метро примерно за 10 минут. Теперь нужно сделать пересадку на 111-ый автобус, который идет до YÖK. Какой выход из метро выбрать, можно спросить у прохожих. От метро до остановки около 3 минут пешком - идти все время прямо, пройти через арку, еще немного до светофора, перейти дорогу и слева как раз будет нужная автобусная остановка. Автобусы здесь ходят раз в 30-40 минут. Чтобы попасть в YÖK, нужно проехать минут 15-20 до одноименной остановки, затем повернуть направо и пешком пройти еще около километра. 

Улус
Я решила разнообразить свое пребывание в Билькенте прогулкой по этому району и вышла на несколько остановок раньше. Не знаю, считается ли этот район спальным, но определенно он стал самым тихим из тех, что я увидела за свою поездку. Все жилые комплексы здесь расположены в окружении хвойных деревьев и цветущих кустов. Красота необъяснимая. В воздухе - аромат цветов и хвои. По газонам скачут сороки, в какой-то момент дорогу мне перебежали кролики. Под ноги постоянно выкатывались шишки. На улицах пустота - мне встретились лишь пара пенсионеров да две мамы с колясками. Все опять же были очень милы и с радостью отвечали на вопросы о том, как мне пройти до YÖK. А в километре от конечной цели моего пути меня предложила подвезти совершенно незнакомая женщина, объяснив свое предложение тем, что ходить по такой жаре должно быть невыносимо. Трудно представить себе нечто подобное в нашей задравшей нос кверху Анталье.  

Улус
Закончив свои дела в YÖK, я решила ехать в Улус, но сначала зашла позавтракать в кафе "Starbucks" недалеко от огрмоного красивого жилого комплекса под названием "Билькент парк". Поскольку Билькент это своего рода университетский городок, большинство посетителей кофейни были разновозрастные выпускники с родителями (мое посещение Анкары совпало с выпускными торжествами), студенты и преподаватели. Выпив чаю и съев сандвич "Фиеста", название которого в полной мере отражало первое впечатление, которое произвела на меня Анкара, я собралась приступить к осмотру основных городских достопримечательностей. Автобусная остановка находится на противоположной стороне от кафе прямо напротив спортивного комплекса. Автобуса пришлось ждать минут двадцать. Дальше - в обратном направлении до метро. 

Фонтан в Эви-парке. Улус.
Чтобы попасть в Улус, нужно было вернуться на Кызылай и, не выходя из метро, перейти на красную линию (Кызылай - Батыкент). Выбрать нужный перрон просто - по стрелочкам с указанием станций следования. Сажусь на поезд до Улуса. Это вторая станция после Кызылая. Выход - по стрелочке "К памятнику". Уверена, что до крепости можно добраться и на автобусе, но я решила пройтись пешком. Что такое два километра для любителя пешеходных прогулок? Да еще после того, как я около часа гуляла по Билькенту? Температура воздуха была к тому времени около 30 градусов, но по сравнению с 45-градусной жарой в Анталье она казалась достаточно комфортной.  Итак, от метро нужно пойти направо и идти не сворачивая до памятника. Памятник победы был построен в 1927 году в честь турецких героев, боровшихся за независимость Турции. Первый президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк, восседающий на лошади, смотрит вдаль. У подножия монумента в разных позах изображены турецкие солдаты. Это место облюбовано голубями. Их здесь невероятное количество. За несколько монет можно купить зерна у местных бродяг и при желании покормить птиц.  

Лестница, ведущая в Эви-парк
Проходя памятник и идя дальше в сторону Анкаринской крепости, начинаешь понимать, что ты находишься в Старом центре города. Дома здесь сохранили традиционные черты мусульманской архитектуры, а узкие улочки дышат историей. Здесь находится старейшая мечеть в городе Хаджибайрам, здание Великого национального собрания Турции, римские бани, караван-сарай Сулухана, колонна римского императора Юлиана II и храм Августина. Времени у меня было не очень много, поэтому я решила ограничиться лишь посещением крепости и Музея анатолийских цивилизаций. Мне понадобилось около 20 минут, чтобы дойти до подножия холма, на котором стоит городская крепость. Точное время постройки цитадели неизвестно - первые упоминания о ней относятся еще ко 2 в. до н.э. С тех пор крепость служила местом обитания представителей самых разных цивилизаций - галатам, римлянам, византийцам, сельджукам и туркам-османам. 

Эви-парк
Чтобы подняться на крепость, придется изрядно попотеть - добраться до вершины можно только пешком. Начинаю восхождение по древним ступеням - трудно представить, сколько ног оставили свои следы здесь до меня. Первый лестничный пролет заканчивается уютной площадкой, засаженной белыми маргаритками. Здесь, в тени деревьев, можно посидеть у бьющего фонтана. Я решила отдохнуть здесь на обратном пути и продолжаю свое восхождение по второй лестнице. Считать ступеньки здесь нет смысла - сбиваешься очень быстро. По окончании второй лестницы - смотровая площадка, с которой можно сделать несколько отличных панорамных фотографий города. Тут довольно жарко, а впереди маячат деревья, покачивая ветками и обещая спасительную прохладу - это живописный Эви-парк, разбитый между двумя рядами внешних стен городской цитадели. Парк очень старый и весь изрезан тропинками, ведущими вверх к крепости. Тут множество скамеек под сенью многовековых кедров - день был будний, народу немного, но мне все же попалось несколько компаний, устроивших легкие пикники.

Эви-парк
На территории парка очень много охранников. Они, кстати, тоже дружелюбны и общительны, с удовольствием подсказывают дорогу и объясняют, что где находится. У одного из них спрашиваю дорогу к Музею анатолийских цивилизаций. Следую в указанном направлении - только и нужно, что все время двигаться прямо по основной дорожке - и через несколько минут подхожу к воротам, у которых дежурят еще двое охранников. Отсюда начинается жилой квартал в крепости. Он застроен двухэтажными домами по краям узких улочек и переулков. Дома в большинстве своем крайне обветшалые, хотя некоторые и приведены в порядок. Видно, что реставрация их идет не слишком быстро. На каждом углу здесь кафе, ресторанчики, сувенирные лавки. От ворот охраны дорога раздваивается - левая тропинка ведет на вершину крепости, правая к музею. Охранник отговаривает меня от восхождения на крепость, объясняя это тем, что молодой женщине в полном одиночестве туда он идти не советует. Народ, мол, бывает разный. Не то, чтобы это опасно, но всякое может случиться. Я решаю не рисковать и выбираю правую тропинку, ведущую к музею. 

Вид на город из Эви-парка
Музей Анатолийских цивилизаций это то, ради чего совершенно точно стоит побывать в Анкаре. Это не только главный исторический музей на территории Турции, но и один из богатейших музеев мира. Музей, расположенный на территории бывшего караван-сарая, существует с 1921 года и сегодня предлагает посетителям богатейшую экспозицию исторических находок самых разных эпох. В кассе на входе приобретаю билет - он стоит 20 лир - и попадаю во внутренний дворик. Здесь под открытым небом можно осмотреть стелы, барельефы, скульптуры и глиняные кувшины, которые не поместились внутри. С правой стороны - сувенирный магазинчик, слева - кафетерий и туалеты. Вход в музей - прямо по центру. Вхожу и опадаю в мир, уносящий в далекое прошлое. 

Во дворе Музея анатолийских цивилизаций
Ориентироваться в музее просто - он разделен на залы, каждый из которых отмечен соответствующей табличкой с датами и краткой характеристикой представленного периода. Экспозиция музея начинается с эпохи палеолита и последовательно проведет вас через неолит, калколит, бронзовый век, Ассирийское, Хеттское, Фригийское царства, Урарту и Лидию. В Зале палеолита можно почитать о самых ранних находках археологов, здесь представлены находки из пещеры Караин - примитивные орудия труда, кости животных, фрагменты настенных рисунков. В Зале неолита выставлены предметы быта и орудия труда, найденные в Чатал-Хюйюке и Хаджыларе. В стенной нише воссоздана обстановка одного из домов и могила - в Чатал-Хюйюке мертвых хоронили под полом жилища. Один из интереснейших экспонатов коллекции - статуэтка богини Кибелы, возраст которой составляет около 8 тысяч лет. В Зале бронзового века - великое множество предметов из бронзы. Очень интересны женские фигурки - одна из них с головой, отлитой из золота, вторая - кормящая мать, держащая на руках младенца. 

Могила в Чатал-Хюйюке. Музей анатолийских цивилизаций.
Зал ассирийцев включает в себя находки из раскопок в Кюльтепе. Здесь представлены глиняные таблички с надписями, фигурки божеств, украшения, похоронные маски. В Хеттском зале собраны барельефы, предметы быта и сосуды для ритуальных церемоний из Хаттуши (Богазкале), во Фригийском зале - посуда, украшения, деревянная мебель, статуэтки и вазы из Гордиона, а также череп знаменитого царя Мидаса. В Зале урарту можно осмотреть предметы быта, украшения, оружие, посуду и таблички с надписями. На нижнем этаже представлена внушительная коллекция барельефов, найденных археологами во время раскопок в разных частях Турции, а также монеты, печати, скульптуры и украшения, относящиеся ко времени пребывания здесь греков,римлян, византийцев, сельджуков и османов.
В музее есть несколько интерактивных киосков, где можно получить дополнительную информацию о некоторых наиболее интересных экспонатах и даже осмотреть их в 3D. За дополнительную плату можно получить аудио-гида. Очень актуально наличие скамеек для отдыха в каждом зале. Экспозиция действительно большая и периодически просто необходимо давать отдых ногам - лично у меня на осмотр всех залов и разглядывание буквально каждого предмета за стеклом ушло не меньше часа. 

Музей анатолийских цивилизаций

В местном кафетерии за 3.5 лиры я купила большой стакан чая "с собой" и вернулась в парк, где провела около получаса под сенью кедров, предаваясь ничего-не-деланию. Вы не задумывались, как мало в нашей повседневной жизни таких вот периодов, когда можно забыть обо всем и просто посидеть, послушать шум деревьев и пение птиц у себя над головой? Порой их катастрофически не хватает, и тем ценнее они, когда для них все же находится время. Время... оно между тем подбиралось к половине второго. Восхождение на вершину крепости отменилось, а у меня еще оставалось около трех свободных часов. Вернувшись к тому самому фонтанчику возле маргариток, я разложила на коленях карту Анкары, пытаясь понять, как добраться до культового места турецкой столицы - Мавзолея Ататюрка. Мустафа Кемаль Ататюрк это герой и бессменный лидер турецкого народа. Он умер в 1938 году, но до сих пор продолжает оставаться идолом в глазах местного населения. Объективности ради стоит заметить, что такие слава и почет абсолютно оправданы. Мустафа Кемаль был тем человеком, что поставил Турцию на твердый путь европеизации - отделил религию от государства, предоставил женщинам избирательные права, отменил шариат и многоженство, ввел латинский алфавит, создал банки и национальную промышленность и это отнюдь не все важные реформы, прошедший с его подачи. Одним словом, Ататюрк это вождь, который не утратил своего влияния на народ даже после своей смерти. Поэтому я решила ехать в Мавзолей.

Череп царя Мидаса. Музей анатолийских цивилизаций.

На обратном пути до метро я заглянула на местный базар. Цены тут всего на пару лир дешевле, чем в Анталье. Шум, гам, столпотворение. По-моему тут я была единственной женщиной в платье. Все остальные - либо в брюках, либо полностью закрытые. Почувствовала себя неловко. Конечно никто не обращал на меня большого внимания, никто не тыкал пальцем и не сопровождал неодобрительными взглядами. Просто я в своей традиционной европейской одежде почувствовала себя крайне не комфортно в этом старом восточном мире.

Мавзолей Ататюрка.
Мавзолей Ататюрка находится на станции Анадолу или Тандоган - так и не поняла, почему у одной и той же станции два разных названия. Если ехать из Улуса, то нужно по красной линии вернуться на Кызылай, затем идти по указателю "Анкарай" и перейти на зеленую линию Дикимэви - Ашти. Доезжаем до Анадолу (Тандоган), выходим из метро и идем все время прямо. От метро до мавзолея пешком примерно 15 минут. На входе - контрольный пункт, где вас попросят отдать на досмотр свои вещи и пройти через рамку металлоискателя. Один из полицейских, дежуривших на входе, поинтересовался моей национальной принадлежностью. Заметив мое удивление и растерянность, он тоже растерялся, и ему на выручку поспешил тот, что проверял за стеклом мою сумку. Он вежливо и с улыбкой объяснил мне, что их просят вести статистику учета посетителей по национальной принадлежности. Общими усилиями мы решили внести меня в список местных, после чего я благополучно прошла на территорию парка общей площадью 750 тысяч кв.м. Тут же обнаружилась большая карта с упоминанием всех его частей и приблизительным временем, которое должно было уйти на его осмотр. Карта обещала, что за 75 минут я смогу осмотреть здесь абсолютно все.

Аллея львов
От входа до самого мавзолея периодически курсирует бесплатный автобус, но я решила снова идти пешком. Скажу честно, что это была не лучшая моя идея. Дорога до мавзолея широкая и удобная, но находится под солнцем, а оно к тому времени уже палило вовсю. Одним словом, эти 15 минут, что я шла через Парк мира, показались мне вечностью. Парк назван так не случайно. На его территории находится около 48.500 деревьев, кустов и цветов, привезенных из 24 разных стран мира. Надо заметить, что не только я в тот день посещала Мавзолей. Людей было довольно много, хотя большого столпотворения к счастью не наблюдалось. Мне показалось, что турков и иностранцев было примерно поровну. Местные в большинстве своем пришли по случаю выпускных торжеств в учебных заведениях. Семьи с выпускниками, одетыми в черные или фиолетовые мантии и квадратные шапочки с кисточками, попадались мне на каждом шагу.    

Аллея львов
Комплекс мавзолея, занимающий территорию в 120.000 кв.м., включает в себя Аллею львов, Церемониальную площадь и сам мавзолей. К Аллее львов ведет лестница из 26 ступеней. С правой стороны находится Башня независимости, внутри которой представлен макет комплекса. Перед башней находится скульптура, изображающая группу женщин.Одна из них держит колосья, как символ изобилия, вторая плачет, скорбя о безвозвратно ушедшем правителе. С левой стороны от Аллеи львов расположена Башня свободы, внутри - небольшая хроника строительства мавзолея. Перед башней - скульптура, изображающая группу мужчин - военного, рабочего и ученого.

Розы на Аллее львов
У обеих башен несут караул военные. В 35 градусную жару это молодые парни стоят при полном параде словно застывшие статуи - ни ногой пошевелить, ни рукой. Поражаешься,насколько сильна их выдержка и преданность давно ушедшему лидеру.
Аллея львов имеет протяженность 262 метра и по обеим сторонам украшена львиными фигурами. Она тянется до Церемониальной площади, способной вместить 15 тысяч человек. Отсюда 46 ступеней ведут к мавзолею. Здесь в Зале почета находится символический гранитный саркофаг весом 40 тонн. Тело турецкого вождя захоронено на нижнем уровне мавзолея, но туда естественно посетителей не пускают. Не могу сказать, что обстановка у саркофага была гнетущей или тягостной. Выпускники фотографировались на его фоне вместе со своими родственниками и друзьями, все было тихо и спокойно, без траурных лиц, слез и печали.

Церемониальная площадь
Выйдя из мавзолея, я отправилась в Музей. Мне снова повезло - посетителей было немного и мне удалось осмотреть все без лишнего стресса. Экспозиция представлена в нескольких залах, в большинстве из которых фото и видеосъемка запрещены. Здесь можно увидеть личные вещи, принадлежавшие Мустафе Кемалю Ататюрку - записные книжки, письменные принадлежности, предметы гигиены, полупустые флакончики с одеколоном, одежду, обувь, часы, оружие, награды, подарки от политических деятелей из других государств, в том числе и фотографию с памятной надписью от Ворошилова. Многие вещи были переданы в музей приемными детьми Ататюрка. В других залах музея представлены предметы, фотографии и документы, относящиеся к войне за независимость, а также часть личной библиотеки Мустафы Кемаля. Здесь хранятся старинные книги в великолепных переплетах на самые разные темы - от богословия и юриспруденции до классической и современной литературы. В одном из залов воспроизведена обстановка кабинета Ататюрка с его восковой фигурой за столом. 

Вид на Анкару из Мавзолея
В музее впервые за весь день я почувствовала жуткую усталость. В какой-то момент мои ноги просто отказались идти и мне пришлось провести около четверти часа на одной из скамеек в стенной нише. После недолгого отдыха на ватных ногах я отправилась к выходу из музея. Побродив немного по площади и сделав несколько панорамных фотографий, я поняла, что нужно возвращаться. Ни на какие другие подвиги сил у меня больше не было, поэтому посещение всех остальных сооружений комплекса я оставила на следующий раз. Миновав Аллею львов, я спустилась на площадку перед Парком мира и тут очень удачно попала на бесплатный автобус, всего за несколько минут доставивший меня и еще несколько пассажиров до выхода из комплекса. Добравшись до метро, я быстро добралась до Кызылай. Выйдя на бульвар Каранфиль, я узнала у продавца лотерейных билетов, откуда отправляются автобусы в аэропорт. Их остановка оказалась недалеко от метро. Узнав у водителя, что автобус отъезжает в начале часа и в половину, я со спокойной душой отправилась на поиски ресторана с приличной едой.

Музей Ататюрка и турецкий флаг
Кызылай являет собой яркий контраст Улусу. Этот район современный и кроме того - молодежный. Подавляющее большинство тех, кого я встретила, пока искала, где перекусить, явно еще не достигли тридцатилетнего возраста. С ресторанами здесь оказалась проблема. Я планировала поесть в каком-нибудь национальном местечке, возможно даже попробовать что-то традиционно-анкаринское, но - увы и ах - меня окружали лишь европейского типа кофейни и рестораны фаст-фуда. Единственно типично-турецкое, что мне удалось найти, был искендер-кебаб. Ресторанчики, предлагающие этот популярный турецкий шашлык, представляющий собой тонкие ломтики жареного на вертеле мяса под томатным соусом, составляли конкуренцию европейскому фаст-фуду. Цены - вполне адекватные. Порция искендера и айран обошлись мне всего в 19 лир (чуть больше 6 долларов).

Вид на Анкару из Мавзолея
На Анкару начинал спускать вечер. Солнце постепенно двигалось по направлению к горизонту, дневная жара сменилась проблесками вечерней прохлады. По дороге в аэропорт я смотрела в окно на сменявшие друг друга районы турецкой столицы, на все те же холмы, застроенные высотными зданиями, зелень парков и скверов, и думала, что возможно когда-нибудь вернусь сюда снова. Ведь в этом городе осталось еще так много мною не изученного и не увиденного. 

  
Карта Анкаринского метрополитена


 

Комментариев нет: